РОДИТЕЛЬСКИЕ УНИВЕРСИТЕТЫ

 

                                           ПРОГРАММА РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
                                                                ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В связи с глубокими изменениями, происходящими в нашем обществе, в условиях качественно новой и противоречивой общественной ситуации находятся современные семьи. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются программы по укреплению и повышению её значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных отноше­ний. Это, прежде всего, падение жизненного уровня большин­ства семей, рост числа разводов, увеличение числа неполных и имеющих одного ребёнка семей. Следовательно, в современных условиях семье требуется систематическая квалифицированная помощь и прежде всего понимание со стороны школы. Только в процессе взаимодействия педагогов, родителей и детей можно успешно решить проблему развития, воспитания личности ре­бёнка. Необходимо выстраивать иные линии взаимодействия се­мьи и образовательного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «взаимодействие», «сотрудничество», «сопереживание», «сорадость», «соучастие», «сотворчество». Практика показывает, что потребность во взаимной помощи ис­пытывают обе стороны — и образовательное учреждение, и семья.
Разработка данной программы продиктована тем, что:

  1. школа развивается и постоянно находится в поиске новых технологических форм целенаправленной работы с родителями, одной из таких форм работы является «родительский университет»;
  2. родительский университет является необходимым услови­ем для реализации системы гуманно-личностного подхода к детям в образовательном учреждении.

 Что же такое «родительский университет?
Родительский университет — это единство школы и семьи в воспитании и развитии детей. Знания родителей о целенаправ­ленности школы и о тех идеях, по которым строится в ней обра­зовательный процесс благотворно влияют на результат работы школы и семьи.

Цель родительского университета:
• создание единой образовательной среды в школе и семье.

Задачи родительского университета:

  • во-первых, чтобы родители приняли школу как дом души и сердца своих детей, и поэтому постоянно заботились о ней, при­ходили к ней на помощь;
  • во-вторых, чтобы помочь родителям устанавливать гуманно-личностные взаимодействия с детьми в семье;
  • в-третьих, забота учителей и воспитателей о более полном раскрытии воспитательного и творческого потенциалов каждого из родителей и потенциала семьи в целом.

Позиция родителя и педагога по отношению к ребёнку.

Гуманная позиция родителя и педагога должна заключаться в том, чтобы принять ребёнка таким, какой он есть, с тем опытом, который у него уже имеется, включить в содержание своего обще­ния с ним его жизнь во всех её проявлениях и стать её соучастником. Действуя с такой позиции, родитель и педагог имеет воз­можность узнать ребёнка, увидеть мир его глазами, разобраться в его стремлениях и с помощью психологически обоснованных тонких педагогических инструментов направить жизнь и учение каждого ребёнка на познание себя, мира и утверждение добра.
Воспитательная деятельность родительского университета основана:

  • на оценке родителями своего жизненного опыта:
  • на приобретение новых знаний в опоре на свои внутренние резервы;
  • на постоянном общении учителей, детей и их родителей;
  • на создании атмосферы поиска новых знаний в себе, семье и школе;
  • на самосовершенствовании родителей через осознание ими философского взгляда на ребёнка:
  • на умении видеть результаты развития детей; видеть трудно­сти и искать пути их преодоления; выстраивать лестницу успеха.

Взаимодействие школы и семьи осуществляется на заседани­ях родительского университета, на которых родители постигают: конкретные способы гуманно-личностного общения с детьми; узнают о природных стремлениях ребёнка к развитию, взросле­нию, свободе; о важности воспитания в ребёнке его духовной жизни; о необходимости окружения его чувством любви, добро­ты, уважения. Для родителей организуются индивидуальные консультации в связи с возникновением осложнений в семейных взаимоотношениях; совместные праздники учителей, детей и их родителей; совместное участие в научно-педагогичес­ких конференциях; самостоятельное изучение рекомендованной литературы по проблеме; обобщение и распространение успеш­ного опыта семейного воспитания.
Внимание родителей обращается, в первую очередь, на воспи­тание в ребёнке таких качеств, как доброта, милосердие, справед­ливость, честность, мужество, стремление к знаниям и т.п.
Разумеется, во все это будет привнесены развитые индивиду­альные возможности и дарования родителей, будет сказываться образ жизни в семье и семейное воспитание.
 Необходимая деятельность детей в организации и проведении заседаний родительского университета
Дети принимают активное участие в разработке и проведении заседаний родительского университета. Совместно с учителем, дети планируют предстоящую встречу с родителями: предлагают и обсуждают план проведения заседания; готовят концерты, спек­такли, сценки. Дети помогают учителю оформить приглашения для своих родителей , подготовить выставку сво­их рисунков, поделок, работ; участвуют в подборке литературы по семейному воспитанию. С детьми проводится предваритель­ное анкетирование по теме заседания; социологи­ческое исследование, посвященное проблемам современной семьи. Дети участвуют в составлении рекомендаций, памяток для родителей. Организованное, таким образом, взаимодействие педагога с детьми при разработке и про­ведении заседаний родительского университета способствует сплочению взрослого и ребёнка, благотворно влияет на развитие детей и реализацию поставленной цели.
 Структура программы родительского университета:

Первая четверть. Тайны Вашего Ребёнка.
Изучаются и рассматриваются следующие воп­росы:

  • Начало школьного обучения. Случайны ли встречи в жизни.
  • Знаем ли мы наших детей?
  • Растить желание понять своего ребёнка.

Рассматривание данных вопросов помогает родителям осоз­нать важность общения с ребенком как со взрослым, осознать от­ветственность перед будущим своих детей. Проникнуться мыс­лью, что ребёнок есть явление в нашей жизни, а не случайность. Но чтобы проникнуться позитивным импульсом к общению с ре­бёнком, родители должны сами осознать возможность и необхо­димость своего внутреннего изменения. На решение этих задач направлен первый год работы родительского университета.
Вторая четверть. Как любить Ребёнка.
Рассматриваются вопросы:

  • Нам не дано предугадать, как наше слово отзовётся...
  • Счастье вашего ребёнка — семейное благополучие.
  • Истоки родительской авторитарности.
  • В чём проявляется родительская мудрость?
  • Личность родителей — главное в воспитании.

Родителям на заседаниях помогают понять, что это и есть путь к своей личности и к открытию своих педагогических дарований.
Третья четверть. Искусство взаимоотношений.
Направлена на изучение следующих вопросов:

  • Искусство общения.
  • Поощрения и наказания.
  • Родительский авторитет и свобода воспитания.
  • Внутренний мир ребёнка.
  • Родительская интуиция.

Данные темы помогают родителям постигать конкретные спо­собы общения с ребёнком: проявлять живой интерес к жизни ребёнка; устанавливать личные, доверительные взаимоотноше­ния; поощрять детей ставить вопросы, размышлять и т.д.
 Четвёртая четверть. Мудрое сопровождение ребенка.
Основу  составляют вопросы:

  • Учитывание естественной природы и индивидуальных осо­бенностей ребёнка.
  • Без ошибок жизни не прожить...
  • Родительский долг.
  • Где нашим детям хорошо? Пространство любви.
  • Присутствие взрослого рядом.

Рассматривание данных вопросов помогает родителям обрес­ти веру в свои педагогические возможности. Осознание ими сво­их успехов и неудач; активное обсуждение, анализ и оценка эф­фективности работы развивают рефлексивные умения.
 Необходимые средства и оборудование для проведения заседаний родительского университета.
При подготовке и проведении заседаний используются следу­ющие средства и оборудование:

  • компьютер
  • картины художников;
  • рисунки детей, родителей;
  • выставки поделок, работ детей;
  • сочинения детей.

С целью профилактики вредных привычек у подростков и определения активной воспитательной позиции в отношении подрастающего поколения для родителей и учащихся проведена лекция "Профилактика вредных привычек у подростков"

Многие родители уверены, что в их семье царит полное взаимопонимание, поэтому они очень удивились бы, узнав, что их дети так не считают. Отсюда и частые ссоры: недомолвки и недоразумения разрастаются, как снежный ком, и, в конце концов, неизменно выливаются в скандал, выяснение отношений. Чтобы избежать этого, и родителям, и их детям следует быть более терпимыми и внимательными друг к другу.

Родителям был предложен тест "Понимаете ли вы своего ребенка-подростка?”. Этот тест помогает определить, насколько хорошо взрослые понимают своего ребенка, вступившего в сложный подростковый период. 

Для обсуждения были предложены следующие темы:

“Подростковая среда и табакокурение”;

“Подростковая среда и алкоголь”;

“Подростковая среда и наркотики”. 

 Ответственность несовершеннолетних.