РОДИТЕЛЬСКИЕ УНИВЕРСИТЕТЫ
В связи с глубокими изменениями, происходящими в нашем обществе, в условиях качественно новой и противоречивой общественной ситуации находятся современные семьи. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются программы по укреплению и повышению её значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных отношений. Это, прежде всего, падение жизненного уровня большинства семей, рост числа разводов, увеличение числа неполных и имеющих одного ребёнка семей. Следовательно, в современных условиях семье требуется систематическая квалифицированная помощь и прежде всего понимание со стороны школы. Только в процессе взаимодействия педагогов, родителей и детей можно успешно решить проблему развития, воспитания личности ребёнка. Необходимо выстраивать иные линии взаимодействия семьи и образовательного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «взаимодействие», «сотрудничество», «сопереживание», «сорадость», «соучастие», «сотворчество». Практика показывает, что потребность во взаимной помощи испытывают обе стороны — и образовательное учреждение, и семья.
Разработка данной программы продиктована тем, что:
- школа развивается и постоянно находится в поиске новых технологических форм целенаправленной работы с родителями, одной из таких форм работы является «родительский университет»;
- родительский университет является необходимым условием для реализации системы гуманно-личностного подхода к детям в образовательном учреждении.
Родительский университет — это единство школы и семьи в воспитании и развитии детей. Знания родителей о целенаправленности школы и о тех идеях, по которым строится в ней образовательный процесс благотворно влияют на результат работы школы и семьи.
• создание единой образовательной среды в школе и семье.
Задачи родительского университета:
- во-первых, чтобы родители приняли школу как дом души и сердца своих детей, и поэтому постоянно заботились о ней, приходили к ней на помощь;
- во-вторых, чтобы помочь родителям устанавливать гуманно-личностные взаимодействия с детьми в семье;
- в-третьих, забота учителей и воспитателей о более полном раскрытии воспитательного и творческого потенциалов каждого из родителей и потенциала семьи в целом.
Позиция родителя и педагога по отношению к ребёнку.
Гуманная позиция родителя и педагога должна заключаться в том, чтобы принять ребёнка таким, какой он есть, с тем опытом, который у него уже имеется, включить в содержание своего общения с ним его жизнь во всех её проявлениях и стать её соучастником. Действуя с такой позиции, родитель и педагог имеет возможность узнать ребёнка, увидеть мир его глазами, разобраться в его стремлениях и с помощью психологически обоснованных тонких педагогических инструментов направить жизнь и учение каждого ребёнка на познание себя, мира и утверждение добра.
Воспитательная деятельность родительского университета основана:
- на оценке родителями своего жизненного опыта:
- на приобретение новых знаний в опоре на свои внутренние резервы;
- на постоянном общении учителей, детей и их родителей;
- на создании атмосферы поиска новых знаний в себе, семье и школе;
- на самосовершенствовании родителей через осознание ими философского взгляда на ребёнка:
- на умении видеть результаты развития детей; видеть трудности и искать пути их преодоления; выстраивать лестницу успеха.
Взаимодействие школы и семьи осуществляется на заседаниях родительского университета, на которых родители постигают: конкретные способы гуманно-личностного общения с детьми; узнают о природных стремлениях ребёнка к развитию, взрослению, свободе; о важности воспитания в ребёнке его духовной жизни; о необходимости окружения его чувством любви, доброты, уважения. Для родителей организуются индивидуальные консультации в связи с возникновением осложнений в семейных взаимоотношениях; совместные праздники учителей, детей и их родителей; совместное участие в научно-педагогических конференциях; самостоятельное изучение рекомендованной литературы по проблеме; обобщение и распространение успешного опыта семейного воспитания.
Внимание родителей обращается, в первую очередь, на воспитание в ребёнке таких качеств, как доброта, милосердие, справедливость, честность, мужество, стремление к знаниям и т.п.
Разумеется, во все это будет привнесены развитые индивидуальные возможности и дарования родителей, будет сказываться образ жизни в семье и семейное воспитание.
и проведении заседаний родительского университета
Дети принимают активное участие в разработке и проведении заседаний родительского университета. Совместно с учителем, дети планируют предстоящую встречу с родителями: предлагают и обсуждают план проведения заседания; готовят концерты, спектакли, сценки. Дети помогают учителю оформить приглашения для своих родителей , подготовить выставку своих рисунков, поделок, работ; участвуют в подборке литературы по семейному воспитанию. С детьми проводится предварительное анкетирование по теме заседания; социологическое исследование, посвященное проблемам современной семьи. Дети участвуют в составлении рекомендаций, памяток для родителей. Организованное, таким образом, взаимодействие педагога с детьми при разработке и проведении заседаний родительского университета способствует сплочению взрослого и ребёнка, благотворно влияет на развитие детей и реализацию поставленной цели.
родительского университета:
Изучаются и рассматриваются следующие вопросы:
- Начало школьного обучения. Случайны ли встречи в жизни.
- Знаем ли мы наших детей?
- Растить желание понять своего ребёнка.
Рассматривание данных вопросов помогает родителям осознать важность общения с ребенком как со взрослым, осознать ответственность перед будущим своих детей. Проникнуться мыслью, что ребёнок есть явление в нашей жизни, а не случайность. Но чтобы проникнуться позитивным импульсом к общению с ребёнком, родители должны сами осознать возможность и необходимость своего внутреннего изменения. На решение этих задач направлен первый год работы родительского университета.
Вторая четверть. Как любить Ребёнка.
Рассматриваются вопросы:
- Нам не дано предугадать, как наше слово отзовётся...
- Счастье вашего ребёнка — семейное благополучие.
- Истоки родительской авторитарности.
- В чём проявляется родительская мудрость?
- Личность родителей — главное в воспитании.
Родителям на заседаниях помогают понять, что это и есть путь к своей личности и к открытию своих педагогических дарований.
Третья четверть. Искусство взаимоотношений.
Направлена на изучение следующих вопросов:
- Искусство общения.
- Поощрения и наказания.
- Родительский авторитет и свобода воспитания.
- Внутренний мир ребёнка.
- Родительская интуиция.
Данные темы помогают родителям постигать конкретные способы общения с ребёнком: проявлять живой интерес к жизни ребёнка; устанавливать личные, доверительные взаимоотношения; поощрять детей ставить вопросы, размышлять и т.д.
Основу составляют вопросы:
- Учитывание естественной природы и индивидуальных особенностей ребёнка.
- Без ошибок жизни не прожить...
- Родительский долг.
- Где нашим детям хорошо? Пространство любви.
- Присутствие взрослого рядом.
Рассматривание данных вопросов помогает родителям обрести веру в свои педагогические возможности. Осознание ими своих успехов и неудач; активное обсуждение, анализ и оценка эффективности работы развивают рефлексивные умения.
заседаний родительского университета.
При подготовке и проведении заседаний используются следующие средства и оборудование:
- компьютер
- картины художников;
- рисунки детей, родителей;
- выставки поделок, работ детей;
- сочинения детей.
С целью профилактики вредных привычек у подростков и определения активной воспитательной позиции в отношении подрастающего поколения для родителей и учащихся проведена лекция "Профилактика вредных привычек у подростков"
Многие родители уверены, что в их семье царит полное взаимопонимание, поэтому они очень удивились бы, узнав, что их дети так не считают. Отсюда и частые ссоры: недомолвки и недоразумения разрастаются, как снежный ком, и, в конце концов, неизменно выливаются в скандал, выяснение отношений. Чтобы избежать этого, и родителям, и их детям следует быть более терпимыми и внимательными друг к другу.
Родителям был предложен тест "Понимаете ли вы своего ребенка-подростка?”. Этот тест помогает определить, насколько хорошо взрослые понимают своего ребенка, вступившего в сложный подростковый период.
Для обсуждения были предложены следующие темы:
“Подростковая среда и табакокурение”;
“Подростковая среда и алкоголь”;
“Подростковая среда и наркотики”.
Ответственность несовершеннолетних.